top of page

Восстановление торговых рядов. Август, 2021


Года полтора назад я писал, что собираюсь взяться за восстановление торговых рядов Колодозерского погоста – разрушающегося памятника деревянного зодчества XVIII века в родной деревне на границе Карелии и Архангельской области. Сделал проект, получил разрешение минкульта, заготовил лес, перевез его всеми правдами и неправдами через дышащий на ладан мост в Усть-Реке, бревнышко за бревнышком, и начал. За год работ, - с некоторыми перерывами на популярную болезнь и морозы, - северная часть рядов подведена почти под потолок. Делаем все предельно трепетно к сохранившимся бревнам, заменяя только безвозвратно съеденные гнилью. Да и те по возможности вычищаем, стараясь избежать новодела. Южную часть, сохранившуюся лучше, перебирать не будем, - решили вывешивать сруб и заменять утраченное точечно. Но это уже в следующем году, пока еще хватает работы на северной.

То, что за триста лет деревянные торговые ряды уцелели, пусть и не в первозданном облике, наверное-таки, чудо. Все строения вокруг, храм, амбары, канули в лету. Что сгорело, что сгнило, что разобрали на дрова. А других таких торговых рядов нет, единственные они у нас во всей России. В первоначальном виде конструктив рядов не предполагал никаких входов внутрь, кроме как через продолговатые оконные проемы, за которыми и торговали селяне, откидывая широкие ставни на продольные балки, преобразуя их в прилавки, на которых и размещали разного рода товар. Двери прорезали уже позднее, веке в XIX-м, что привело к уменьшению оконных проемов через закладку в них бревен-коротышей. Вернуться к изначальному виду теперь крайне затруднительно да и не особо целесообразно, поскольку повлечет утрату исторического материала. Как бы не хотелось, но увы, делать этого не стоит, тем более, что проемы-прилавки по одному в северной и южной части рядов остались такими, какими и были в далеком XVIII-м.




Когда в начале нулевых мы взялись за восстановление колодозерского храма, нас было трое таких дураков. Миша Скуридин, крестный мой сын, Аркадий Шлыков, крестный мой отец, ставший спустя три года священником, да я. Но нас было много: и плотники, и друзья, и еще куча-мала деревенских пацанят и девчат, дни и ночи напролет коривших бревна, таскавших доски, сновавших повсюду в поисках причинить хоть какую пользу. А ныне из той банды трудятся на рядах вологодские мастера Сергей да Михаил, двадцать лет спустя откликнувшиеся на зов продолжить дело.



И пусть наши спины уже не так крепки, чтобы как в былые времена на десятиметровой высоте ворочать десятиметровые же бревна, пропеллер в заднице еще крутится. Пусть нас меньше и делать мы будем дольше, но быстрее и не получится: объем работ большой, дело достаточно затратное. Можно помочь, чему будем несказанно рады. Мой телефон 916 6844925, есть Сбер и Райф.

Так уж случилось, что дело это для меня экзистенциальное, в память об ушедших Аркадии и Мише, убиенном Юрке, сгоревшем от онкологии Прокопии и тех колодозерских детишек, кто не дожил до зрелости: задавленном на заводе Сережке Уланове, перевернувшемся в Онежском озере Димке Палий, и многих причастных близких. И потому мне важно не то, сколько соберется денег, - внутреннее решение давно принято, я это сделаю вне зависимости, будет ли помощь или нет, - сколько уверенность в том, что помимо меня это нужно еще многим. Нет, не тем новым конкистадорам, отбирающим у местных их пахотные земли под свои дачи - им все равно и наплевать - а тем, кто помнит и чтит не-лицемерие и бескорыстие Аркадия и Мишки. Как закончим, внутри рядов создам постоянное выставочное пространство с историческими материалами о храме, деревне и людях, об Аркадии и Мише. Материалов много, часть из них можно увидеть на колодозерском сайте.

В свое время писатель Владимир Леонович возле построенной им с сыном в память о местных жителях часовне в Пелусозере установил обетный крест, а Аркадий его освятил. На табличке из черно-желто-красной меди Владимир выбил:

НЕПОГРЕБЕННЫМ потонувшим сгоревшим безвестно пропавшим в окаянные лагерные и военные годы всем КРОВ ТЕПЛО ПАМЯТЬ сострадалицы нашей Пресвятой Богородицы Девы АМИНЬ

Так и Колодозерский храм с деревянными рядами – всем кров, тепло и память. Потому и трудимся.

82 просмотра0 комментариев
bottom of page